В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Информационная безопасность (Кибербезопасность)
Информационный материал
по кибербезопасности
Детские безопасные сайты
- Сайт "Азбука цифрового мира"
- Сайт "Подросток и закон"
- Баннер акции «Мы – ЗА безопасный Интернет»
- Презентация для детей 9-11 лет по вопросам защиты персональных данных.
- Презентация для детей 12-14 лет по вопросам защиты персональных данных.
- Ссылка на видеоролик о защите детских персональных данных.
- Правила безопасности в сети Интернет для тебя и твоих друзей
- Видеоурок "Что ты знаешь о защите персональных данных?" (подготовлен Роскомнадзором для детей, родителей и преподавателей)
- Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей (разработана Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества)
- Информационная памятка для обучающихся по безопасной работе в сети Интернет (разработана Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества)
- Безопасный интернет – детям
- Безопасное селфи
- 10 правил безопасности для детей в интернете
- Книга «Азбука защиты информации» (написана Галиной Эдуардовной Курис, учителем информатики начальной школы ЦО N 1840 г. Москвы совместно с сотрудниками «Лаборатории Касперского» – известного производителя компьютерной защиты от вирусов и спама; ориентирована на детей младшего школьного возраста)
- Презентация «Береги ПД смолоду» (разработана Роскомнадзором для детей и подростков)
- Система консультативной помощи подросткам и родителям в области информационной безопасности в сети Интернет "Твой безопасный кибермаршрут" (ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»)
- Презентация "Безопасность детей в интернете" (разработана Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества)
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЗНАКОВ РИСКА ПОВЕДЕНИЯ
- Информационная памятка для обучающихся для размещения на официальных Интернет-ресурсахПамятка для обучающихся об информационной безопасности детей\
- Инструкция для работы в сети Интернет для обучающихся
- Как безопасно играть onlain
- Как безопасно общаться в социальных сетях
- Как безопасно пользоваться сетью Wi-Fi
- Как безопасно пользоваться смортфоном, планшетом
- Как безопасно пользоваться электронной почтой
- Как безопасно расплачиваться электронными деньгами
- Как защитить свою цифровую репутацию
- Как защититься от кибербуллинга
- Как защититься от компьютерных вирусов
- Как защититься от фишинга
- Что такое авторское право
Родителям
Документы
Педагогам
Педагогическим работникам об информационной безопасности
Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. В связи с этим система информационной безопасности образовательной организации должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены колледжа любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся в заведениях среднего профессионального образования.
Педагогическому работнику крайне важно иметь навыки медиаграмотности и «информационной гигиены», уметь работать с современным программным обеспечением, знать основные аспекты информационной безопасности, а также применять указанные навыки не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе. Информационная безопасность образовательной организации включает систему мер, направленных на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения какой-либо информации или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом данного понятия является защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Педагогическим работникам необходимо помнить, что в образовательной сфере большую роль играет система морально-этических ценностей. На ней должна основываться система мер, защищающих подростка от травмирующей, этически некорректной, незаконной информации. В целях защиты от пропаганды необходимо применять нормы федеральных законов «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определяющие права несовершеннолетних на защиту от сведений, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей. К таким сведениям относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
Педагогическому коллективу необходимо регулярно принимать меры по предотвращению распространения в школе информации, которая может травмировать психику детей. Это станет одной из основ информационной безопасности. Указанный комплекс мер целиком построен на создании внутренних правил и регламентов, определяющих порядок работы с информацией и ее носителями. Это внутренние методики, посвященные информационной безопасности, должностные инструкции, перечни сведений, не подлежащих передаче. Дополнительно должен быть разработан регламент, определяющий порядок взаимодействия с компетентными органами по запросам о предоставлении им тех или иных данных и документов.
Кроме того, эти методики должны определять порядок доступа детей к сети Интернет в компьютерных классах, возможность защиты некоторых ресурсов неоднозначного характера от доступа ребенка, запрет на пользование собственными носителями информации.
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
8. оправдывающая противоправное поведение;
9. содержащая нецензурную брань;
10. содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Возраст от 7 до 8 лет В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
4. Используйте специальные детские поисковые машины.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Возраст детей от 9 до 12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
8. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.
9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Возраст детей от 13 до 17 лет
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете. Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты такимобразом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.
- Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет". Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 14.05.2018 N 08-1184.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
- КОНЦЕПЦИЯ информационной безопасности детей Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. No2471-р
- Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
- Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»
- Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".
- «Сообщить о противоправном контенте»
- Информационные материалы, разработанные Роскомнадзором России.
- Методические рекомендации по предупреждению случаев детской и подростковой агрессии
- Проект "Внеурочная деятельность и Национальный рейтинг "Страна молодых"
- Информационно—аналитический журнал «Дети в информационном обществе»
- Материалы к урокам безопасного Интернета
- Видеоурок "Что ты знаешь о защите персональных данных?" (подготовлен Роскомнадзором для детей, родителей и преподавателей)
- Презентация "Персональные данные". Возрастная категория 9-11 лет. (разработана Роскомнадзором для детей и подростков)
- Презентация "Персональные данные". Возрастная категория 12-14 лет. (разработана Роскомнадзором для детей и подростков)
- Учебно-методическое пособие для работников системы общего образования «Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете» (разработано Федеральным институтом развития образования, Фондом развития Интернет, Координационным центром национального домена сети Интернет)
- Презентации, методические материалы к учебно-методическому пособию «Практическая психология безопасности: управление персональными данными в интернете»
- Видеоурок "Что ты знаешь о защите персональных данных?", который подготовлен Роскомнадзором для детей, родителей и преподавателей
- Запись видеоконференции, посвященной ведению сайтов https://media.edu.yar.ru//media/index.html?group=25
- Сайт "Азбука цифрового мира"Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе.
- Сайт "Подросток и закон"
- Баннер акции «Мы – ЗА безопасный Интерне
Методические и справочные материалы
Начальная школа
В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах целесообразно ознакомить обучающихся:
- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
- как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать для 1-4 классов - урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу.
В помощь учителю:
- Урок по теме «Безопасный и полезный интернет», рассчитанный на учащихся 2--4 классов (разработан компанией МТС совместно с сотрудниками факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет). Тематика и методика урока спроектированы таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования сети Интернет — как положительных, так и отрицательных (презентация к уроку, учебное видео).
- В качестве видео заставки для классного часа или урока можно использовать мультфильм «Безопасный интернет», который разработала студия Mozga.
Для отбора содержания урока могут быть использованы следующие материалы:
- Сайт «Дети РоссииОнлайн» (видеоматериалы, материалы электронного журнала «Дети в информационном обществе», материалы Линии помощи), а также материалы других сайтов, содержащих информацию по безопасному использованию сети Интернет.
- Сайт «Началка.ком», материалы по безопасному интернету (учебное видео «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»);
- Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
- Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».
Среднее звено
В ходе урока «Интернет-безопасность» в среднем звене целесообразно познакомить обучающихся:
- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
- как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
- с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- с адресами помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2000-122).
Возможны следующие формы проведения урока: урок - пресс-конференция, урок-викторина, урок-соревнование, урок-презентация проектов, урок-практикум, урок-встреча с системными администраторами и т.д.
В помощь учителю:
1. Беседу с учащимися можно организовать по материалам презентации.
2. Примерные вопросы для обсуждения круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»:
- Для чего нужен Интернет?
- Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их можно снизить?
- Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?
- Как защититься от мошенничества в сети Интернет?
- Что такое безопасный чат?
- Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
- Как вы можете обезопасить себя при пользовании службами мгновенных сообщений?
Работе круглого стола предшествует предварительная подготовка обучающихся по предложенной тематике. Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
3. Темы для докладов учащихся могут быть следующими:
- Правила поведения в Сети с мошенниками и злоумышленниками, или Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей.
- Троян-вымогатель в социальной сети “ВКонтакте” или наказание для особо любопытных.
- Клевета в Интернете.
- Безопасные пароли.
- Как избавиться от своих материалов, опубликованных на посторонних ресурсах.
- Доступ к чужой переписке: правда или миф?
- Тестирования через Интернет.
- Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора».
- Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях.
- Сетевые сообщества в играх.
- Секты в Интернете.
4. По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».
Полезные ссылки:
- Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
- Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей».
Старшая школа
В рамках урока «Интернет-безопасность» в старших классах целесообразно познакомить обучающихся:
- с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве: Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные «друзья»; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.
- с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
- с адресами помощи в случае интернет-угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2000-122)
Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Обеспечить обучающихся информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Возможные формы проведения урока в 9-11 классах - лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.
В помощь учителю:
- Перечень вопросов для обсуждения выявляется в результате анкетирования обучающихся. Анкетирование лучше проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
- Примерный план-конспект урока на тему «БезОпасный Интернет» приведён в План урока 9-11 кл.
- По итогам проведения урока проводится итоговое анкетирование по теме «Безопасный интернет».
Полезные ссылки:
- Сайт федерального проекта по борьбе с мобильным мошенничеством компании МегаФон в разделах «Виды мошенничества» и «Наши рекомендации», а также советы родителям;
- Сайт «i-deti.org» законодательство в сфере информационной безопасности и другие разделы, содержащие материалы по теме «Безопасный интернет для детей»;
- Антивирус «Лаборатория Касперского».